артефакты

14:11 | 02-04-2012 | Lifeform, Literature, Media | No Comments

очередное интервью Уильяма Гибсона. мне нравится:

I very seldom compose anything in my head which later finds its way into text, except character names sometimes – I’m often very much inspired by things that I misunderstand.

и отдельно про изображения:

I’m a fairly visual writer; I can get an awful lot out of really closely examining a photograph like that[1]. It’s a very interesting exercise that I would recommend to anyone. Take any photograph – preferably a photograph that contains relatively little information (no humans or animals in it) – and catalog everything visible. It usually can’t be done in less than a thousand words, and it can’t be done well in less than about two [thousand]. It always leaves me thinking that pictures really are worth a thousand words, at least, that the visual matrix is so incredibly rich with stuff and meaning, that there’s actually no place to stop. People who have tried it find they stop because they just get exhausted.

любители книг обожают ныне снобом проходить мимо визуализаций — YouTube, Vimeo, Tumblr, мимо всех этих чужих им дорог, нитей, соединяющих время и место; мимо распознающих друг друга образов: что, говорят они, можно узнать таким способом, как вобрать, чему научиться? иное дело, говорят они, наши прошлые библиотеки, напыжывшиеся фолианты с бабушкиными рецептами вечной молодости, увековеченные каллиграфией по телу жука-скарабея. вот, где настоящее искусство, твердят их снисходительные губы.

быть может.

но задача технологии (и слово это куда шире, чем может показаться), задача технологии — это донести информацию. что можно сделать, например, распятием — как было чуть меньше 2000 лет назад[2]. или звуком. или кистью. или буквой. или поцелуем — в дело пойдет любой интрумент, даже если результат, в итоге, затмит намеренье.

просто оттого, что любая часть мира — это связь; послание.


[1] — мне нравится видеть здесь некоторое согласие: если не уметь рассказать историю за кадром, то зачем тогда вообще ее снимать?
[2] — не имеет значения, происходили упомянутые события на самом деле или нет — они существуют потому, что их впитывают, изучают. это и есть волшебная сила искусства.

  

Leave a Reply