дисперсия

16:22 | 28-11-2012 | Literature | 2 Comments

опять закончил “Барочный цикл” и теперь, словно маятник, держусь мгновением перед “Криптономиконом”, перебирая литературные останки. сегодня время раздавать долги? ну что ж: если первый том, “Ртуть”, был чудесен своей недосказанностью и — одновременно — связностью, неким поразительным механизмом, где всякий зубчик шестеренки в новомодных Гуковых часах определяет шаг другой части, когда все это вместе суть цемент и камень, на которых держатся и наука, и политика, и искусство того времени, застыв в неизбежном предверии, то следующие книги-движения, наоборот, вмиг перечеркнули и жанр, и естество: третья часть, “Система мира” больше забирает, чем дает; она вынуждает помышлять о другом, не искать ответы, но плыть вслед за автором по течению — а это куда как скучнее, разумеется. и тем обиднее тогда игра названий: если Ньютонова “De mundi systemate” и в самом деле была залогом развития на годы вперед, если формирующаяся экономика, о которой постоянно рассуждают герои, наконец-то становилась краеугольным основанием нарождающейся Вестфальской Европы, то здесь неизменным результатом чужих указаний оказывается вдруг набор сомнительных акробатических трюков на потеху толпе, очередной цирк, как важнейшее из всех искусств.

да, избрав Короля бродяг на главную роль, Нил Стивенсон максимально точно определил плутовское сердце этого романа. оно и ясно, ведь, в протиововес Джеку, явить Исаака было бы куда труднее — что с разумеющейся натуральностью и продемонстрировал цикл.

меня же, напротив означенным изворотам сюжета, и в самом деле заносило в Тринити-колледж. и солнце ровно так же, как и 300 лет назад, то преломлялось красками витражей в часовне, или карабкалось вслед за стрелками по другому циферблату. поэтому, видимо, нет смысла говорить о том, кто из героев оказался мне ближе, ученый или бродяга — жаль, однако, что у Стивенсона вышли другие приоритеты, и картонные персонажи[1] оказались ему важнее по-настоящему захватывающего исследования — это не “Система мира”, увы, но только Анжелика и д’Артаньян, как пример худшего из того, что давало миру письмо.


  1. полагаю, надо застолбить тут обязательство рассказать в будущем о Енохе Рооте и любимом женском архетипе Нила Стивенсона — когда-нибудь при случае.  ↩

  

2 Responses to “дисперсия”

  1. […] « дисперсия […]

  2. […] зачем-то перечитал “Экслибрис” Росса Кинга, эдакое алхимическое сплетение тайн на библиофильском каркасе. […]

Leave a Reply