мертвая массовая муть

07:41 | 31-10-2013 | Literature | 1 Comment

исключительно точная и досконально содержательная лекция Виктора Голышева об Андрее Платонове вообще и о “Котловане” в частности (с последующими ответами на разное). вот фрагмент, например:

И вся эта корявость и нескладность [Платонова]. Она происходит от того… впечатление такое, что человек впервые говорит на русском языке и вообще впервые видит вещи. Там есть что-то очень детское. Не первобытное, поскольку он был очень образованный человек. <...> Мне лично кажется, что если ему искать в живописи параллель, то это первым делом будет Сезанн, который хотел понять мир в его основе, вне преходящих каких-то явлений — основную конструкцию мира понять. И у Платонова это происходит. У Древина пейзаж есть, такая картина, которая называется «Окраина». Там просто какой-то белый домик или сарай стоит — и пустыня вокруг. У Платонова почти все время пространство такое и есть. Там пустой мир такой совершенно.

<...>

[О]н расстался с какими-то нормами, установлениями приличной русской прозы, с одной стороны. А иногда даже с грамматикой расставался. Но расстался таким сильным образом, что это оказалось живым, а не мертвым, не экспериментом, а довольно сильным высказыванием.

именно так, конечно же: намеренно усложняя язык (когда каждая отдельная фраза требует подробнейшей деконструкции), Платонов, с другой стороны, лишает его хоть каких-нибудь традиций, вековых отложений, балласта. он подает читателю информацию в первозданном виде, нескончаемым потоком. и когда ты видишь этот его мир, лишеный неких оптических преломлений, тебя просто-напросто сбивает с ног.

  

One Response to “мертвая массовая муть”

  1. […] он настолько не приемлет Кормака МакКарти — хотя казалось бы. зато полностью согласен насчет Оруэлла, именно […]

Leave a Reply to .log : обнажения