and there’s the back of the T-shirt

14:26 | 02-02-2014 | Culturology, Television | 4 Comments

значимость третьего сезона “Шерлока”, конечно же, не в воскресении, — пусть и необходимой составной части любой религии (равно, как и предыдущая жертвенная гибель). красота его, наполненность, изыск лежат абсолютно в иной плоскости: в непрерывности деконструкции.

потому что когда ты размещаешь героя одного культурного слоя в другом, то этим уже создается конфликт, необходимая отправная точка каждого рассказа (и мы живем в то время, когда любая история — это еще и исследование). Лонкрейнова экранизация “Ричарда III” — она ведь не о Войне Алой и Белой розы, но о том, каким был наш, двадцатый век: герои могут говорить те же речи, отработанными куклами двигаться вдоль проложенных на сцене за многая лета рельс, да. но то, что их движет — это уже не конь, “my kingdom for a horse”, не паровой двигатель, не магия электричества, а неизбежность заклинания из слов или цифр, разрывающих мир: Локрейн исследует диктатуру, тоталитаризм, все то, чего не могло быть во времена эйвоновского барда. да, он маскирует, да, он читает зрителю давно знакомый текст, да, он говорит о ведомых страстях, о борьбе и предательстве. но вместе с тем он раскрывает нам глаза: смотрите, под маской совсем другие лица, it actually disappears, “this too too solid flesh”. это ли не настоящее чудо? не только непрерывность повествования сквозь века, но совсем наоборот, его совершенная, самостоятельная эволюция?

и подобный конфликт не оставляет выбора. опять вспоминая Соколова, ты можешь, конечно, писать что-то сегодня, руководствуясь вчерашним мироощуением, — но это тупик, мертвая зона, события и герои элементарно аннигилируют друг друга, что бы уж не говорили те, кто все еще ищут нынче толстый роман, классический язык или упитанный сюжет.

именно поэтому Гатисс и Моффат исследуют не Шерлока, бога людской мысли, героя и опору, что спасает человечество. они исследуют нас, разумеется.

они смотрят зрителю в глаза и говорят: а теперь — внимание — сказание исчезает. и где оно дальше? может быть у вас в кармане? а может в ваших фанфиках? это ли не то, о чем говорили Гомер, Мелвилл, Фаулз, все другие? мы убираем пьесу со сцены, тепрь она идет в гримерках. или — смотрите! — в голове самих персонажей, актеров, теперь это дважды, трижды, четырежды выдуманный рассказ.

конечно же, они разбирают мир на части: что будет, если мы заберем конандойлов сюжет? а если отключить автора, подменив его зрителем? или опять убъем самого героя? затем снова подадим во всей красоте на расплатаном матрасе? опять взровем? заменим декорации иллюстрацией? просто набором букв? не сказанным, но подразумевающимся? это больше не только ажиотаж триллера и не просто зрительская горячка. скорее, это лабиринт, выход из которого лишь предстоит найти.

иными словами, это и есть мир, где мы живем.

где больше нет места определенности. который последовательно распадается на части.

граммотным читателям, говорят нам, ни к чему выходить из дома, it’s a meat thing. совершенным зрителям, говорят Моффат и Гатисс, ни к чему даже сам процесс наблюдения, все и так либо не существует вовсе, либо существует, и исполнено божественного смысла в каждом бите наблюдателя — и, в конце концов, они не уверены, а не один ли и тот же это вариант? потому что кто еще, собственно, может привести эти машины в движение?

смешно поэтому говорить о нашем Холмсе и вашем, что бы не скрывалось за этими местоимениями, и как уж не переставляй их местами. это разные лиги: в одной из них Масленников снял водевиль о том, что получится, если выдумать себе мир. в то время, как в другой Гатисс и Моффат сняли водевиль о том, что будет, если оставить мир существующий — не Холмс больше герой их баталий, но мы сами, застывшие меж реальностей, что — как и полагается квантовому миру — меняются друг с другом местами с головокружительной скоростью.

in the mind palace.

  

4 Responses to “and there’s the back of the T-shirt”

  1. […] и говорил раньше, сталкивая разные эпохи, мы создаем конфликт, что […]

  2. s says:

    put on the damned hat!

    да, вы ведь понимаете, что последний Ш. — это не разноцвет просыпанных на землю нарочитой Гензель easter eggs (в великом множестве, безусловно — однако не стоит искать по ним дорогу), но та самая перевернутая реальность, с ног на голову, ролями со зрителем. чтобы задавать вопросы, а потом вскакивать, плевать на учебники, придумывать новые вопросы, еще — и плевать на ответы. потому что жизнь никогда не дает нам ответов, right?

    чтобы посмотреть, if that world’s even alive, if it can really bleed.

    почему? да потому! because we can. потому что это весело, смешно — и у нас есть для этого способ и инструмент.

    потому что — по буквам — storyline не существует. от слова “вообще”. но есть наша — и ваша, а так же ихняя — интерпретации.

    потому что poioumenon is a specific type of metafiction in which the story is about the process of creation, sometimes the creation of the story itself — or some Mind Palaces, arguably.

    потому что это сумма нашего мира, that simple, Summa Technologiae. for if nothing is true, then anything is possible.

    постой, а еще, кричите? герои, отношения, верхушки айсбергов? ну что вы, право — это же обычный тизер, и только-то. но все равно будете кропеть над ним со свечой и в непроглядной тьме.

    потому что живете в мире, который придумал автор, который живет в мире, который придумали вы — которых придумал он.

Leave a Reply to .log : наслоения