дрессированные ежи

13:32 | 20-11-2007 | Cinematograph | No Comments

в воскресенье же пересмотрел “Молоха” Александра Сокурова. настойчиво пробираясь сквозь умышленно размытую картину, что словно замыленный взгляд, — стараясь увидеть и услышать. но правда то появляется в фокусе, то снова исчезает, замирая вздохом или мазком краски на холсте.

помню, как в нашем демократическом и свободном закутке “Молох” должны были показывать в кинотеатре. я пришел заранее, купил билет, и отправился выгуливать оставшийся час, разъедаемый беспрестанным многообразием витрин. а когда вернулся, то оказалось, что билет купил только я один, и фильм отменили.

чем не физиология кинематографа? ровно так же и Сокуров пытается достучаться до физиологии зла, выпячивая, наоборот, физиологию отдельного: Гитлер какает, затем потеет, неукоснительно умирает и даже любит. или вот еще ссылка.

для меня, то есть, очень важно понять, постараться осознать — что случается, как переходят люди? как перестают быть людьми… так Стругацкие в романе “Волны гасят ветер” изо всех сил точно выводят формулу: “понять — значит упростить”. но уменьшается ли количество неизвестных, когда в конце слышно: “пока вы живете на свете, буду жив и я”? скорее, наоборот.

так я познаю скозь запачканное туманом стекло оперторского глазка единственное цветное и живое существо Евы: “тихие силы — сочувствие, надежда, терпение — они хранят и поддерживают жизнь, они и есть ее вещество”, — писал Сокуров раньше. и сейчас повторяет в фильме, анатомируя происходящее, неумолимо разводя “божественную пару” разными сторонами. чтобы в зеркале Евы только сильнее отобразить тупик и невозможность Ади.

  

Leave a Reply