в силу восприятия

06:32 | 08-05-2010 | Literature | No Comments

сегодня ему 73 и, по-моему, этот подход к одной из его книг[1] изумителен[2]:

Итак, дамочка, с говорящим именем Эдипа, проживающая в говорящем городе Сан-Нарциссо в Калифорнии, получает уведомление, что скончался миллионер, любовницей которого она когда-то была, и теперь она назначена одной из его душеприказчиц.

<...>

Вся книга проходит под знаком паранойи. Эдипе кажется, мерещится, она постепенно сходит с ума, томясь главным вопросом, который рано или поздно посещает всех художественных героев, столкнувшихся с заговорами – этот заговор существует по-настоящему, или же это чья-то масштабная шутка?

<...>

Вообще, идея оригинальная – имеется в виду, что под благополучной и материальной Америкой, где-то в ее темных грязных закоулках, существует заговор всех тех, кто выпал из системы, тех, у кого другая правда и другой взгляд на вещи и историю. Но если честно, книге не хватает масштабности и конспирологичности – она выглядит как постмодернистская несерьезная шутка, кстати практически без черного юмора. Возможно в 60-е, когда еще не было Берроуза, за черный юмор могли сойти и невинные пассажи Пинчона.

ну да, ну да.


[1] — замечательное, между делом:

Pynchon, like Kurt Vonnegut, was a student at Cornell University, where he probably at least audited Vladimir Nabokov’s Literature 312 class. (Nabokov himself had no recollection of him, but Nabokov’s wife Véra recalls grading Pynchon’s examination papers, thanks only to his handwriting, “half printing, half script”.)

[2] — обычно я не люблю давать ссылки на то, что считаю глупым, но тут иначе не оценить всего размаха; перл на перле.

  

Leave a Reply